Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
К сожалению, забота родителей о здоровье ножек своих детей сводится лишь к вопросу приобретения комфортной, теплой, а иногда просто красивой детской обуви. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся.
Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в нашем детском саду.
Для коррекции плоскостопия у дошкольников, кроме грамотного подбора родителями детской обуви, необходимы специальные приемы и методы. Упражнения проводятся в определенной последовательности в три этапа.
На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стоики тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Это те привычные, ежедневно используемые на утренней гимнастике ходьба на носочках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы, прыжки и поскоки и др. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.
На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удерживание и выбрасывание их. Это могут быть камушки, круглые палки, карандаши, веревки разной толщины, мелкие игрушки и т. д. Перекатывание стопой набивного мяча. Давление стопой на резиновый массажёр и ходьба по специальной дорожке – массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, другое нестандартное оборудование, которое изготовляются с учетом возрастных особенностей и соблюдения принципов безопасности пособий.
На третьем этапе используется так называемый природный фактор. Это вода, земля, песок, трава, камни, еловые ветки, шишки и многое другое. Дети получают новый опыт тактильных ощущений, импульсы на биологически активные точки, которые в большом количестве располагаются на стопах и просто огромное удовольствие от таких необычных упражнений. Педагогам следует помнить, что перед началом работы по профилактике плоскостопия во время прогулок, с детьми следует провести познавательные беседы по данной теме, заинтересовать и мотивировать их. Лучше, если взрослый сам, показывая вместе с детьми будет делать эти упражнения. Это возможность реализации наглядного принципа, контроля правильности выполнения упражнений и индивидуального подхода к ребенку.
Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
В связи с этим летний период необходимо максимально полно использовать для укрепления здоровья вообще и конкретно для профилактики плоскостопия. В нашем празднике, кроме ежедневной оздоровительной работы, с детьми проводятся различные игровые практикумы, развлечения на участках во время прогулки.
Обязательное условие выполнения данных мероприятий – безопасность пособий и природных компонентов, а так же соблюдение гигиены ног.
Предлагаем вашему вниманию комплекс игровых упражнений, которые могут быть использованы во время прогулки на участке.
- Положите в песок гладкие камушки. Пусть кроха поиграет с ними ножками, перебирает пальчики, а в конце – немного походит по ним;
- захватываем ножками карандаш или палочку, пытаемся что-то нарисовать на песке;
- отрываем от песка носки, пятки поочередно;
- ходьба по песку на носках, пятках, внутреннем и внешнем крае ступни;
- сидя на стуле или держась за край скамейки, ступней катаем палку или массажный мяч по песку;
- «Гусеница». Из положения сидя на скамейке или крае песочницы, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы;
- Из положения сидя, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от песка, сомкнуть подошвы;
- стоя на песке, тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени;
- сгибание-разгибание пальцев ног;
- вдавливаем пятки в песок, стараясь сохранить равновесие;
- максимальное сведение и разведение пяток , не отрывая носков;
- поочередно вставать на внутренний, а затем на наружный свод стопы.
Информацию подготовила и разместила
воспитатель Кинзебулатова Г.Ш.